Личный кабинет:
Войти  /  Зарегистрироваться
Главная → Новости
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ В АРХАНГЕЛЬСКЕ

Как был создан 95 лет назад первый в России государственный траловый флот

 Немного письменных свидетельств сохранилось о том далеком времени, когда зарождался первый в России государственный траловый флот. Тем не менее по публикациям и документам, в том числе из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО), музея АТФ можно понять, как это начиналось.

После Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны и изгнания интервентов новая власть взялась за организацию отраслей хозяйства, которые могли бы способствовать борьбе с голодом, восстановлению промышленности, транспорта. 26 февраля 1920 года выходит Декрет Совета Народных Комиссаров о реорганизации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России и его органах на местах. Этот документ предписывал создать в местностях, где рыболовство имеет общегосударственное значение, областные отраслевые управления.

Когда же именно был создан первый в России государственный траловый флот? В поисках конкретной даты мы обратились к документам Государственного архива Архангельской области. В протоколе объединенного заседания при Архангельском губсовнархозе представителей ВСНХ (Всероссийский Совет Народного Хозяйства), Главснабарма, Губревкома, Народного комиссариата внешней торговли, Реввоенсовета, Архгубсовнархоза, Архгубпродкома и других организаций от 9 марта 1920 года находим предписание:

«Национализировать все частные предприятия по рыбно-звериным промыслам… Губсовнархозу срочно выработать инструкцию…».
А вот постановление президиума Архгубсовнархоза и Губпродкома, утвержденное заместителем председателя ВСНХ, от 10 марта 1920 года:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбных, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому управлению в порядке особой инструкции, каковую поручается выработать Архгубсовнархозу в кратчайший срок.
2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбными и морскими звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего».

Что касается Беломорского управления, то и оно было создано в тот же день. В частности, 10 марта 1920 года издан «Приказ уполномоченного Совета Народных Комиссаров в Архангельске об организации Беломорско-Мурманского управления рыбных и морских звериных промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства («Областьрыба»)».

И наконец, 19 марта 1920 года датирован приказ Архангельского губернского революционного комитета по Губсовнархозу № 51. Он гласит:
1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д. (приводится текст, дуб­лирующий постановление Архгубсовнархоза и Губпродкома от 10 марта 1920 года).

В преамбуле к описи 3 фонда 150 в ГААО читаем о том, что 25 марта 1920 года было создано указанное Беломорское управление с утвержденной структурой: отдел административный, а также отделы: финансово-счетный, снабжения, заготовительный, технико-строительный, оперативный, научно-технический.
Пять дат — и все они имеют прямое отношение к появлению Архангельского тралового флота.

Итак, в составе Беломорского управления был создан в числе других отделов оперативный с подотделом тралового лова. В его ведение передали 12 отчужденных траулеров: 6 – архангельского рыбопромышленника Беззубикова, 6 – архангельского Центросоюза и еще один чуть позднее от частной научно-промысловой компании.

Этот подотдел фактически выполнял функции управления тралового флота, поскольку ведал эксплуатацией тринадцати национализированных траулеров, их снабжением, комплектованием команд, планированием промысла, учетом уловов, товарно-материальных ценностей и другими вопросами, которые обеспечивали работу первого тралового флота России.

Задачей новой организации во главе с коллегией из трех человек стала подготовка флота к путине. Национализированные, переданные в «Областьрыбу» 13 траулеров оказались весной 1920 года на Мурмане. Там они зимовали после промыслового сезона 1919 года, который закончился в конце декабря. Именовались они в документах 1920 года так: Т-25, Т-26, Т-27, Т-28, Т-29, Т-30, Т-32, Т-35, Т-37, Т-38, Т-39, Т-40, Т-42.

Один из них, Т-38, по настоянию Государственной Северной научно-промысловой экспедиции был тогда же передан ей для работ по поискам рыбных скоплений. Заведующим всеми траулерами и инструктором тралового промысла «Областьрыба» назначила в конце марта 1920 года опытного капитана Ивана Павловича Буркова. Он получил право «производить необходимый ремонт траулеров, принимать и увольнять служащих, выступать от имени Управления по всем вопросам промыслового дела, ему порученного».

Выехав к месту базирования судов, И. П. Бурков обнаружил, что большинство траулеров хотя и были способны к промыслу, но оказались отнюдь не готовыми к нему. Мобилизованные в начале Первой мировой войны в военный флот, после переоборудования они в течение войны тралили мины в водах горла Белого моря. И так-то уже немолодые, построенные за границей в 1901–1911 годах, они до войны эксплуатировались, почти не получая ремонта. Их механизмы были изношены. А тут еще военная нагрузка.

Кое-какой ремонт при переоборудовании их снова в рыболовные суда ситуацию не улучшил. Перед сезоном 1919 года ремонт судов также делался на скорую руку, лишь бы вышли в рейс. А на зиму команды распустили.
Сложно было подобрать перед промыслом кадры механиков, машинистов, кочегаров, матросов, засольщиков. Их искали по всему Мурману, Архангельской губернии. Использовала «Областьрыба» и такую возможность, как отмобилизация из воинских частей на траулеры тех военнослужащих, кто хоть как-то был прежде связан с рыбными промыслами, техникой.

Лишь два траулера были отремонтированы прежними хозяевами в Норвегии. Остальные пришлось спешно приводить в порядок своими силами. Оказалось, что нет и угля для выхода судов на промысел. Заказанные через Внешторг в Англии уголь и промвооружение долго не поступали, и «Областьрыба» вынуждена была спешно искать топливо по всему Архангельску. Наконец удалось найти старые «залежи» угля на причалах района Экономии. Беломорскому управлению выделили какое-то его количество. Но как взять этот уголь? Траулеры далеко, транспортов, способных перевезти топливо на Мурман, под рукой не было. И вообще, в стране, в том числе на Севере, свирепствовали разруха, голод.

И. П. Бурков разузнал, что в бухте Иоканьга на побережье Мурмана лежит с военных времен полузатонувший пароход с грузом угля. Он организовал «добычу» этого топлива и погрузку на траулеры в таких количествах, чтоб дойти до Архангельска.

А здесь сами экипажи вынуждены были вручную бункеровать их углем у причала Экономии. Излишне говорить и о том, что трудности при подготовке судов к выходу в море были во всем: в снабжении промысловым оборудованием, солью, льдом, запчастями, рабочей одеждой, продовольствием. К тому же в мае-июне в Архангельске наблюдалась сильная засуха, отмечено очень много пожаров. В результате для борьбы с пожарами в городе было объявлено военное положение, а районы расположения артиллерийских складов оказались и вовсе в осадном состоянии.
Только к середине июля вместо запланированного мая с неимоверным трудом удалось отправить в рейс лишь несколько траулеров.

 Первым под флагом РСФСР ушел 29 июня из Архангельска на промысел траулер Т-30 под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана.
Эта дата традиционно считается днем рождения первого государственного тралового флота России – Архангельского.
Второй траулер – Т-39 – вышел 30 июня. Его повел на промысел капитан Федор Михайлович Михов.

Вслед за первыми двумя в рейс из Архангельска направились в июле еще несколько траулеров: Т-28 (капитан Д.С. Копытов), Т-25 (капитан Н.И. Новожилов), Т-29 (капитан А.П. Новожилов), Т-26 (капитан С.П. Леонтьев), Т-35 (капитан П.П. Катц) и другие – всего семь, они были вооружены тралами и промысловым оборудованием, оставшимися от прежних хозяев.
Непростым был тот первый советский промысел. Рейс Т-30, например, продолжался чуть более 13 суток с переходами в район лова и обратно. Экипаж сделал 49 тралений и добыл 2850 пудов рыбы – в основном пикши. Приблизительно так же сработала и команда Т-39.

В ту навигацию – а ловили архангельские траулеры лишь в течение шести-семи месяцев, вне зимнего времени – судам молодого тралфлота не удалось поработать в полную силу. Сказались затруднения с углем и промысловым снаряжением. Траулеры сумели сделать в том году лишь по три-пять рейсов. Средний вылов на судно составил тогда 8400 пудов (135 тонн).

На выгрузку траулеры ходили в Архангельск на Факторию. Там уже были причал, склад. Все это принадлежало прежде торговому дому «Беззубиков и сыновья». Там же находились трало-такелажная и небольшая механическая мастерская с кузницей, в которой работали 4-5 человек. И то и другое служило некоторым подспорьем для вооружения и ремонта траулеров. Тем не менее промвооружение для судов закупалось за границей, в частности, в Норвегии.
Контора «Областьрыбы» располагалась в доме по Троицкому, 2, в районе ул. Выучейского. Неподалеку, в два ковша городского холодильника, траулеры вставали на зимовку. Один из них сейчас занят судами погранслужбы, второй – пассажирским райуправлением речного порта.

По материалам книги «90 штормовых лет», Архангельского областного архива и музея АТФ.



Все новости

АТФ сегодня:

– промысловые суда
– рыбный порт в Архангельске

– собственная судоверфь с доком

– рыбоперерабатывающий завод

– учебно-тренажерный комплекс "Белокаменка"

– технический центр

Подробная информация
в разделе "Услуги"
АО "АРХАНГЕЛЬСКИЙ
ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ"
Россия, 163030, г.Архангельск,
пр. Ленинградский, 324
ТЕЛЕФОН: +7 (8182) 42-18-65
ФАКС: +7 (8182) 42-18-70
E-MAIL: flot@oaoatf.ru
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ В АРХАНГЕЛЬСКЕ
10 марта 1920 года Приказом Совета народных комиссаров в Архангельске было организовано Беломорско-Мурманское управление рыбных и морских промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства («Областьрыба»). Ему передали национализированные траулеры: 6 – архангельского рыбопромышленника Беззубикова, 6 – Архангельского Центросоюза. Первым под флагом РСФСР ушел 29 июня из Архангельска на промысел траулер Т-30 под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана. Эта дата традиционно считается днем рождения первого государственного тралового флота России – Архангельского.




  2010 © “Архангельский траловый флот”. Все права защищены.
Использование информации, размещенной на этом сайте,
допускается только с письменного разрешения администрации проекта.
Разработка - “Монарх” , nick